+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Имеет ли право арендатор земельного участка требовать выкуп

Содержание

Право выкупа земельного участка из аренды в собственность. Договор

Имеет ли право арендатор земельного участка требовать выкуп

Аренда земельного участка – это сделка по передаче имущества во временное использование от арендодателя (собственника) к арендатору на возмездной основе.

Аренда земельных участков у государственных и муниципальных властей регулируется Земельным кодексом, а также отдельными пунктами Гражданского кодекса (Главы 30,7,9).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Основной документ, который будет определять права и обязанности сторон сделки – это договор аренды. Если какие-либо пункты в договоре не будут освещены, то приоритет в урегулировании споров принадлежит ГК РФ.

Что такое право выкупа ЗУ

Право выкупа земельного участка – это зафиксированное в договоре аренды право арендатора земли за определенную плату в оговоренные сроки приобрести земельный участок у арендодателя. В результате такой сделки арендатор становится полноправным собственником земельного участка.

Особенности и основные правила заключаемых договоров аренды земельных участков содержатся в 606 и 624 статьях ГК РФ. Перечень оснований для выкупа арендатором земли у муниципалитета прописан в 39 ст. Земельного кодекса.

Земельные участки для выкупа могут принадлежать государству, муниципалитету или частному лицу. Порядок выкупа земли в данных случаях будет несколько отличаться, так как властные структуры обязаны следовать административному регламенту при продаже участка.

В частности, в некоторых случаях они должны организовать торги, победителем которых станет физическое или юридическое лицо, предложившее наибольшую цену.

Тогда как в практике взаимодействия частных лиц данный этап не является обязательным, а покупка участка производится по соглашению сторон.

Земельный участок с последующим выкупом должен принадлежать к разрешенной категории. Так, не допускается продавать парковые территории, заповедники, земли ЗАТО, территории захоронения отходов и некоторые другие объекты.

Арендовать земельные участки с последующим выкупом разрешается следующие категории земель:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • земли сельхозназначения (для КФХ, ЛПХ, садоводства и огородничества);
  • участки, предназначенные для ИЖС;
  • земли под социальную застройку.

На участках под выкуп не должны располагаться трасформаторы, трубо- и газопроводы, ЛЭП. Также обязательным требованием к земельному участку под продажу является его предварительная постановка на кадастровый учет.

В ст. 39.3 приводятся основания для выкупа участков без проведения торгов. Это правило распространяется на:

  • участки для комплексного освоения (кроме возведения жилья эконом-класса);
  • участки для НКО под ИЖС;
  • участки с расположенными на них зданиями в собственности покупателя;
  • при продаже земли юридическим лицам с правом бессрочного пользования;
  • после окончания срока аренды с/х земель при условии их надлежащей эксплуатации более 3 лет;
  • при предварительном согласовании участка, выделенного для ИЖС, ЛПХ или дачное строительство.

В остальных случаях проводятся торги в формате электронного аукциона с шагом на повышение.

Как выкупить арендованный земельный участок у государства

Для выкупа земельного участка из государственной и муниципальной собственности необходимо пройти ряд обязательных этапов. Стоит отметить, что указанные этапы не отличаются в зависимости от того, в чей собственности находится участок земли. Различаются лишь структуры, которые уполномочены контролировать данный вид сделок.

Этап 1. Заключить договор аренды

После предварительного согласования участка земли в администрации и получения его в аренду по итогам торгов или без таковых заключается договор аренды. При заключении договора аренды с государством нужно обратить внимание на следующие пункты:

  1. Договор обязательно должен предусматривать возможность выкупа земли и условия.
  2. Договор должен четко идентифицировать предмет аренды и последующего выкупа.
  3. В договоре должны быть прописаны сроки для выкупа земельного участка: это может быть четкая дата или наступление определенного события (например, выкуп допускается после постройки на земле дома и перевода его в собственность арендатора, либо целевого использования сельскохозяйственной земли в течение 3 лет).
  4. В документе должны отображаться арендная ставка и выкупная цена или алгоритм, который будет использоваться для ее определения.

Если в период действия договора арендатор будет использовать участок не по своему целевому назначению (например, заниматься там предпринимательской деятельностью), то муниципалитет вправе досрочно расторгнуть договор.

Договор аренды нужно подписать в трех экземплярах, после чего оплачивается арендная плата за несколько месяцев вперед. В связи с тем, что договор аренды с правом выкупа заключается на длительный срок (от 3 лет) он подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

Этап 2. Подать заявление на покупку участка

Для покупки земельного участка необходимо обратиться в Администрацию муниципального образования и написать заявление о желании выкупить землю. Его необходимо подать до того момента как истечет срок действия арендного договора.

Заявление пишется на имя Главы администрации и содержит:

  • личные и контактные данные заявителя;
  • кадастровый номер участка, его месторасположение и площадь;
  • целевое назначение;
  • данные об имеющихся постройках на участке, их кадастровые номера и дата оформления в собственность;
  • основания, дающие право на покупку участка без торгов со ссылками на законодательство (если есть);
  • согласие на обработку персональных данных;
  • перечень прилагаемых документов.

Скачать образец заявления на покупку участка у муниципалитета.

Перед подачей заявления арендатору нужно подготовить комплект документов, включающий договор аренды, выписку из ЕГРН из Росреестра, кадастровый паспорт участка, паспорт.

Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Далее возможно три варианта развития событий:

  1. Заявителю откажут в покупке участка (например, если он был изъят из оборота, заявитель предоставил неполный комплект документов или допустил фактические ошибки, в отношении него ведется процедура банкротства).
  2. Участок выставят на торги, в которых сможет участвовать арендатор. Если участок будет выставлен на торги арендатору нужно зарегистрироваться на электронной площадке, которая будет отвечать за проведение аукциона. Если он предложит наиболее высокую цену, либо будет единственным участником, тогда арендатор получит статус победителя и сможет переходить к следующему этапу.
  3. При наличии оснований для продажи участка без торгов заявителю предоставят постановление с положительным решением администрации о передаче участка на возмездной основе с указанием выкупной цены.

Этап 3. Подписать договор купли-продажи

После вынесения положительного решения представители администрации приступают к подготовке договора. У арендатора будет 30 дней на ознакомление с условиями документа и его подписание.

Договор имеет стандартную структуру и включает в себя:

  • данные продавца/покупателя;
  • сведения о предмете договора-земельном участке: расположение, площадь, кадастровый номер;
  • цена договора;
  • порядок и дата перехода права собственности на участок;
  • права и обязанности сторон;
  • дополнительные условия;
  • дата составления и подписи сторон.

Договор имеет простую письменную форму и не подлежит обязательному нотариальному заверению.

Скачать договор купли-продажи земельного участка.

Этап 4. Зарегистрировать права собственности

После одобрения покупки земли у администрации и подписания договора купли-продажи прежний арендатор должен внести оплату на указанные в нем реквизиты. После чего остается перерегистрировать земельный участок на нового собственника.

Перерегистрацией прав собственности в России занимается Росреестр. Для этого требуется предоставить:

  • заявление на оформление прав собственности;
  • правоустанавливающий документ: в данном случае это договор купли продажи;
  • квитанция с оплаченной госпошлиной (не обязательна, но поможет ускорить время оказания госуслуги);
  • постановление/акт муниципалитета, которое подтверждает передачу земли в собственность.

После приема документов собственнику предоставят расписку с указанной в ней датой получения выписки из ЕГРН.

Особенности если выкупается участок под объектом недвижимости

При выкупе земельного участка у государства, на котором располагаются принадлежащие арендатору объекты недвижимости, есть свои особенности. В 2015 году утратила силу 36 ст. Земельного кодекса, которая указывала на преимущественное право покупки земель из государственной/муниципальной собственности, на которых есть здания и строения.

При этом в статье 39.9 Земельного кодекса прописано, что ЗУ со зданиями и сооружениями продается их владельцам без торгов. Т.е. фактически преимущественное право выкупа было сохранено за ними. Статья 39.20 закрепляет за собственниками зданий и сооружений исключительное право на покупку земель.

Если на участке несколько построек, принадлежащих разным собственникам, то он может быть оформлен в общедолевую собственность. Для получения права собственности через выкуп собственник здания или все собственники должны все вместе обратиться в администрацию.

Обычно выкупная стоимость земельного участка привязана к кадастровой оценке. Так, при условии строительства на участке под ИЖС или ЛПХ жилого дома в течение трех лет, землю можно будет выкупить за 3% от кадастровой стоимости.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/kupli-prodazha/vykupit-iz-arendy.html

Выкуп земли в собственность под зданием: порядок и подводные камни

Имеет ли право арендатор земельного участка требовать выкуп

Управляющий партнёр Станислав Солнцев

Большинство россиян хотят стать собственниками земли под своей недвижимость, а не просто быть её арендатором.

Сегодня мы расскажем о том, как стать собственником муниципального или государственного земельного участка под вашим зданием, строением или сооружением, которые находятся на землях населённых пунктов, а также о том, всегда ли выгодно это делать. Преимущественно речь будет идти о коммерческих объектах.

С одной стороны, всё просто – власти не могут отказать собственнику здания в выкупе в собственность, но есть нюансы, о которых обязательно нужно знать. Мы рекомендуем не экономить на сопровождении процедуры выкупа земли и, дочитав статью до конца, вы точно узнаете почему.

Важно понимать, что приватизации земли в ранее существовавшем смысле уже нет, т.е. участки под вашими коммерческими зданиями могут быть проданы исключительно за плату. Приватизация – это бесплатная передача в собственности граждан или юрлиц.

В связи с этим выкупленный участок будет совместным имуществом супругов, если они не заключили брачный договор несмотря на то, что, к примеру, супруг здание приобрёл до брака и он ИП. При этом само здание так и останется в единоличной собственности того супруга.

ИП выкупить участок «не может», выкупает всегда физическое лицо, а статус ИП – это всего лишь право официально заниматься предпринимательством. Поэтому в выписке ЕГРН вы не увидите слова «ИП».

Ограничения на выкуп

  1. Не поставленный на кадастровый учет участок выкупить нельзя.

  2. Не подлежат выкупу земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, а также которые в данный момент ещё к ним не относятся, но планируются Генпланом отнести к участкам такого назначения.

    К примеру, приватизировать дорогу не получится даже если она идёт только к вашему участку. И тот факт, что сейчас Правила землепользования и застройки разрешают использовать участок под ваше здание, так же не имеет значения, т.к. они должны соответствовать Генплану.

  3. Выкупить землю не смогут иностранные граждане и юридические лица, так как это прямо запрещено ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, но только участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ.

    Единственный район Калининградской области, где иностранцы смогут выкупить землю в собственность – это Гвардейский район. Ни в Калининграде, ни в Светлогорске или курортном Зеленоградске, ни в других районах и городах области сделать это не получится. Такая сделка не будет зарегистрирована Росреестром.

    При этом юридическое лицо будет считаться российским даже если его учредили на 100% иностранные лица, поэтому многие иностранцы создают дочерние компании.

  4. Разные права.

    Если здание, сооружение, расположенные на неделимом земельном участке находятся не только в частной собственности, но и на ином праве у государственных органов, учреждений, а равно на таком участке есть несколько зданий, одни из которых в частной собственности, а другие, к примеру, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, то оформить в собственность также не получится.

  5. Если нет согласия подать совместное заявление у всех сособственников здания, то обязанности продать участок не возникает.
  6. Выкупить под объект незавершенного строительства не получится.
  7. Собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать предоставления участка, занятого этим объектом, только после восстановления объекта.

Во всех указанных случаях остаётся только оформлять право аренды. Порядок оформления идентичен выкупу земли, но более подробно мы поговорим об этом в следующей статье.

Общий порядок выкупа земельного участка под существующие здание, строение, сооружение:

  1. Подача заявления собственника в уполномоченный орган власти, который ведает вопросами распоряжения имущества.
  2. В течение 10 календарных дней с момента получения уполномоченный орган проверяет соответствует ли заявление всем требованиям и приложены ли все документы.

    При этом орган должен указать конкретные причины возврата заявления. В случае возврат заявления ничего не мешает устранить нарушение и повторно подавать заявление столько раз, сколько будет необходимо.

  3. Проект договора купли-продажи (3 экз.

    ) должен быть направлен уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня получения заявления на выкуп или отказ в его заключении.

  4. Заключение договора купли-продажи и оплата стоимости участка
  5. Регистрация права собственности на земельный участок.

Уполномоченным органом (т.е.

куда следует подавать документы) для муниципальной земли и земли, на которую госсобственность не разграничена, является администрация муниципалитета или его соответствующий комитет, отдел и т.п.

, для участков в собственности субъектов – орган по управлению госимуществом субъекта (в Калининградской области – Агентство по имуществу Калининградской области), для федерального имущества – в Росимущество.

Заявление на выкуп можно подать в МФЦ, напрямую в канцелярию (экспедицию) уполномоченного органа или почтой (рекомендуется отправлять заказным с описью вложения), к которому надо приложить следующие документы:

  1. документ, подтверждающий право собственности, если право не зарегистрировано в ЕГРН (к примеру, регистрационное удостоверение БТИ);
  2. аналогичный документ на выкупаемый земельный участок, если права на него не внесены в ЕГРН
  3. сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на выкупаемый земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
  4. доверенность на представителя, если подается не лично.

Существенные моменты:

  • До 1 января 2020 года законом субъекта могут быть предусмотрены иные основания для отказа в продаже участка при условии, что они приняты не позднее 1 января 2016 г.
  • Порядок не зависит от того какой выкупается участок – индивидуальный жилой дом, магазин, гостиницу или колодец, оформленный как недвижимость.
  • Заявление на выкуп должно содержать указание цель «эксплуатацию» здания или помещения в нём.
  • Доля в праве общей долевой собственности на выкупаемый участок соответствует доли каждого сособственника в здании. Если это помещения, то пропорционально доли от общей площади всех помещений в нём. Отступление от этого правила возможно по соглашению всех покупателей.
  • Согласие супруга на выкуп не требуется.
  • Порядок оформления права собственности на землю под многоквартирным домом определяется иначе — в порядке Жилищного кодекса РФ и по общему правилу возникает автоматически для всех домов, построенных до 01 марта 2005 г., при постановке такого участка на кадастровый учёт.

Заявление на выкуп должно обязательно содержать:

  1. ФИО, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина-заявителя, а не его представителя);
  2. наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также ОГРН, ИНН (для российских юрлиц);
  3. кадастровый номер выкупаемого земельного участка;
  4. основание предоставления земельного участка – прямо сослаться на п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 ЗК РФ и указание на желание приобрести «в собственность»;
  5. цель использования земельного участка;
  6. почтовый адрес и (или) email.

Порядок определения стоимости выкупа определяется:

  • Правительством РФ для федеральной земли;
  • региональным законом для земель субъекта и госсобственность на которые не разграничена;
  • представительным органом местного самоуправления для муниципальных земель

Одним из самых важных моментов является то, что выкупная стоимость определяется на момент получения уполномоченным органом заявления о выкупе, а не на дату «акта определения стоимости» или «дату составления договора купли-продажи». Нередко органы власти в преддверии повышения кадастровой стоимости «задерживают» оформление участка и продают уже по стоимости, которая оказывается выше. Несколько лет назад мы достаточно успешно вернули 1 млн рублей предпринимателю, который оказался в такой ситуации: подписал договор купли-продажи и даже оплатил всю сумму. Кстати, очередная переоценка кадастровой стоимости земель населённых пунктов в Калининградской области ожидается в 2019 г., соответственно стоит быть внимательным в этот период к выкупной стоимости.

Стоимость выкупа земли, принадлежащей Калининградской области

Следующие виды земельных участков могут быть выкуплены за 2,5% от кадастровой стоимости:

  1. участки под зданиями коммерческих организаций и ИП, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
  2. участки коммерческих организаций и ИП, если эти здания и сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
  3. продаваемые гражданам и НКО, если право собственности на расположенные на выкупаемом участке здания, строения, сооружения возникло до 30 октября 2001 г.;
  4. собственники зданий, строений, сооружений, переоформившие земельные участки в период с 30 октября 2001 г. по 1 июля 2012 г. постоянное (бессрочное) пользование на право аренды либо такие земельные участки образованы из этих земельных участков, а также те, кто до настоящего времени ещё не переоформил такое право.

Стоимость выкупа земли для этих же лиц, госсобственность на которые не разграничена, определяется в размере 10-кратной ставки земельного налога. Во всех остальных случаях применяет ставка в размере 100% от кадастровой стоимости, а в случае отсутствия рыночная оценка участка. В связи с этим в случае отсутствия кадастровой имеет смысл просить исправить эту ошибку.

Сколько стоит выкупить землю в Калининграде?

Источник: http://www.ju-ris.ru/blog/2018/03/25/vykup-zemli-v-sobstvennost-poryadok-i-podvodnye-kamni/

Как арендовать земельный участок с последующим правом выкупа?

Имеет ли право арендатор земельного участка требовать выкуп

Аренда земельного участка с последующим его выкупом, это отличное решение для приобретения земли с минимумом расходов. Данный вариант оптимален если его оформление провести согласно информации в нашей статье.

Покупка земельного участка по этой схеме позволит вам сэкономить много фремени и финансов.

Законодательство

Земельные отношения в Российской Федерации регулируются Земельным кодексом РФ. Кодифицированный нормативно-правовой акт определяет порядок приватизации земельных участков.

Помимо Земельного кодекса отношения в сфере аренды земли с последующим ее выкупом регулируются:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Гражданским кодексом РФ, определяющим предельный срок, на которой возможно арендовать землю без ее выкупа в собственность. Максимальные сроки необходимы для прекращения соглашения (договора) в случае, если стороны не отказываются от аренды, но при этом и не хотят ее продлевать;
  • 606 и 624 статьей ГК РФ, закрепляющей что такое договор аренды земли, правила оплаты за аренду по такому договору, право дальнейшего выкупа арендованного имущества, в том числе земельного участка в собственность;
  • КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях) — статья 7, пункт 34, где указаны размеры штрафов за нарушение порядка процедуры приватизации земельного участка либо оформления бессрочной аренды.

С какой целью возможно арендовать участок с последующим выкупом?

Аренда участка может проходить к с торгами, так и без них.

Как правило, торги проходят на земли для нецелевого использования. К примеру, арендовать сельскохозяйственные земли под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Аренда земли без торгов с последующим выкупом требует от арендатора использование земли с определенными целями, установленными государством:

  • Аренда земельного участка сельскохозяйственного назначения. Государство позволяет арендовать без торгов с дальнейшим выкупом земли в случае, если на ней планируется построить сельскохозяйственное поселение либо организовать фермерское хозяйство;
  • Земельный участок под ИЖС либо постройка многоэтажного дома. Строительство многоэтажного дома в основном проводится по договору, в соответствии с которым возможно будет выкупить землю в будущем.
  • Социальная застройка. Построить детский сад, школу и другие здания для социальных целей.

Если землю планируется арендовать с вышеназванными целями, то необходимо обратиться в администрацию города (района) для предварительного согласования, проведения межевания и кадастровой регистрации.

Затем составляется заявление об аренде земли у муниципалитета без торгов. После чего в региональные СМИ делается объявление о намерении арендовать земельный участок.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Если по прошествии 30 дней других кандидатов на землю не найдется, заключается договор аренды земельного участка с правом выкупа. Если же появятся, то власти объявят торги.

При каких условиях возможен данный вид аренды земли?

В случае, если на арендованной земле нету недвижимости, то органы власти на местах организовывают продажу земельного участка путем торгов на аукционе, что может резко увеличить стоимость земли.

Чтобы избежать торгов, следует заранее организовать на земле какую-либо постройку (баня, сарай, летняя веранда и пр.

), осуществить регистрацию такой недвижимости, и только затем оформить документы на выкуп земельного участка.

Взяв участок в аренду участок и построив недвижимое имущество на арендованной у муниципалитета земле, арендатор имеет исключительное право на выкуп земельного участка.

Если на земле есть приватизированная недвижимость, то выкупная цена не может превысить кадастровую стоимость участка. Являются ли муниципальные власти хозяевами земли или же государство — это не имеет значения для цены выкупа.

Религиозные организации имеют право выкупить земельные участки, на которых располагаются здания и сооружения религиозного или благотворительного характера, на весь период использования данных зданий.

В отношении земель сельхозназначения у арендатора есть исключительное право на выкуп земельного участка из аренды лишь по прошествии 3-х лет с даты подписания договора аренды и при условии надлежащего применения участка. При ненадлежащем использовании земли арендатор может потерять преимущественное право на выкуп.

Государственные органы вправе запретить реконструкцию или строительство объектов на арендованном участке, но только в отношении собственности государства, но никак не муниципалитета.

Помимо всего прочего, государство не имеет права запретить реконструкцию объектов капитального строительства, если данная реконструкция не ведет к изменению применения участка земли.

Как взять землю в аренду с последующим правом выкупа — пошаговый алгоритм

Лицо, желающее выкупить арендованный земельный участок, должно обратиться в орган исполнительной власти на местах либо в орган местного самоуправления.

1-ый этап

В местную администрацию гражданин или юридическое лицо приходит с личным паспортом (свидетельство о государственной регистрации для юр. лиц), с кадастровым паспортом (либо выпиской оттуда), договором аренды земли и планом участка.

2-ой этап

Выписки из кадастра предоставляет Федеральное управление, в функции которого входят вопросы картографии и постановка земель на кадастровый учет.

Сотрудники кадастровой службы региона проведут оценку стоимости территории. Для этого необходим кадастровый план участка, составляемый самой службой кадастра.

После того, как будет проведено межевание и согласование границ участка с соседними, Федеральное управление выдаст необходимую техническую документацию.

3-ий этап

Получение в муниципалитете постановления о передаче участка в частную собственность, которое выносится на основании предоставленной документации. В постановлении будет указана стоимость перехода участка в собственность.

4-ый этап

В местный муниципалитет подается заявление установленной формы (бланк можно скачать ниже):

  • В «шапке» указывается кому (заявление составляется на имя Главы муниципалитета) и от кого (ФИО, адрес регистрации, адрес проживания, ФИО представителя, контактный телефон, адрес электронной почты, документ, удостоверяющий личность, его вид и данные);
  • Наименование по центру: заявление о предоставлении земельного участка за плату, на котором расположены здания, строения, сооружения;
  • Далее текст. Просьба о предоставлении в собственность на возмездной основе земельного участка, указывается его адрес, площадь, цели использования (личное подсобное хозяйство, индивидуальное жилищное строительство), категория земли, кадастровый номер;
  • Согласие на использование и обработку персональных данных;
  • Подтверждается полнота и достоверность предоставленных в заявлении сведений;
  • Указывается, куда необходимо предоставить результат рассмотрения заявления (почтовый адрес, адрес электронной почты, личное получение);
  • Перечень документов, прикладываемых к заявлению;
  • Дата, подпись.

К заявлению прикладывается необходимый пакет документов:

  • Копия документа, удостоверяющая личность заявителя, либо личность представителя физического лица.
  • Кадастровый паспорт земельного участка.
  • Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание.
  • Выписка из ЕГРП о правах на здание.
  • Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок.

5-ый этап

Заключение договора об аренде земельного участка с правом выкупа.

6-ой этап

После выплаты всей суммы происходит составление договора купли-продажи участка, а также государственного акта на землю (свидетельство собственника).

Стоимость и сроки

Поэтому цену нельзя установить точным образом, однако максимальный ее предел определен.

Стоимость арендуемой земли будет представлять собой процентную ставку от ее стоимости по кадастру. Кадастровая цена зависит от региона, в котором земельный участок находится:

  • Как правило, физические и юридические лица, построившие собственное здание или сооружение на арендованном участке, смогут приобрести его за сумму в пределах 60% от кадастровой цены;
  • Самая минимальная ставка — 2,5%. Такой процент возможен при выкупе земельного участка из государственной собственности. Та же ставка будет и для юридических лиц в отношении разделенных участков, которые предоставлены в целях создания дачного хозяйства;
  • Если требуется изменить назначение использования земель, сумма может вырасти до 80% от стоимости по кадастровому паспорту;
  • В случае отсутствия каких-либо преобразований на участке, ставка для получения выкупленного участка будет около 20%.

Срок, на который должен быть заключен договор аренды с правом выкупа, составляет не менее 3-х лет.

Заявление о выкупе из аренды земли без торгов необходимо подать до окончания арендного срока.

Какие могут возникнуть проблемы?

В выкупе арендованной земли могут отказать по ряду оснований:

  • Документация оформлена неправильно или поданы не все необходимые документы;
  • Обнаружена недостоверная информация в поданной документации;
  • Возбуждена процедура банкротства либо покупатель-юридическое лицо прекратило свою деятельность;
  • Есть законодательные запреты на передачу данного земельного участка в частное владение;
  • Невозможно выкупить земельный участок в связи с его целевым назначением. Это могут быть земельные участки лесного и водного фондов, заповедников, общего использования и пр.;
  • Если покупатель — нерезидент Российской Федерации.

Таким образом, выкупить земельный участок из аренды — это трудоемкая и непростая процедура. При ее осуществлении необходимо собрать правильный пакет документов, надлежащим образом составить заявление и договор аренды земельного участка с правом выкупа.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/arenda-2/s-posleduyushhim-pravom-vykupa.html

Преимущественное право выкупа земельного участка арендатором

Имеет ли право арендатор земельного участка требовать выкуп

Арендатор государственного или муниципального земельного участка, построивший на нем здание, строение или сооружение, имеет преимущественное право приобрести этот участок в собственность без проведения торгов.

Однако площадь приобретаемой таким образом земли должна соответствовать площади возведенного здания.

Если же размер земельного участка больше, чем необходимо для обслуживания недвижимости, то его приватизация без проведения публичных процедур является нарушением законодательства о защите конкуренции (Определение ВС РФ от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 по делу № А40-100700/2015).

Суть дела

Между администрацией города (далее — администрация) и обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество) был заключен договор аренды земельного участка для строительства торгово-офисного центра.

После завершения строительства общество зарегистрировало право собственности на объект и обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу объекта недвижимости.

Между администрацией и обществом был заключен договор купли-продажи земельного участка, право собственности общества на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке. Затем общество разделило земельный участок на два участка и поставило их на кадастровый учет с новыми кадастровыми номерами.

Постановлением администрации обществу были разрешены сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона для строительства на одном из вновь созданных земельных участков супермаркета.

В связи с этим третье лицо — гражданин обратился в антимонопольный орган с заявлением о проверке законности передачи в собственность обществу земельного участка, находившегося в государственной собственности, без проведения предусмотренных законодательством и направленных на защиту конкуренции процедур.

По результатам рассмотрения обращения антимонопольный орган вынес решение о признании администрации нарушившей законодательство о защите конкуренции путем предоставления обществу права осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на земельном участке без проведения публичных процедур, предусмотренных законом, путем заключения устного соглашения об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу спорного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Администрации выдали предписание об изменении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, — договора купли-продажи, а также о применении мер, направленных на возврат муниципальной преференции, предоставленной обществу (права пользования спорным земельным участком).

Общество и администрация, полагая, что решение антимонопольного органа и предписание являются незаконными, а также нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд.

Судебное разбирательство

Суды первой и апелляционной инстанции заявленные администрацией и обществом требования удовлетворили и признали решение и предписание антимонопольного органа незаконными.

Указание антимонопольного органа на необоснованность предоставления спорного земельного участка в собственность общества, поскольку площадь земли существенно превышает площадь построенного на ней торгового центра, суды признали несостоятельным. Так, п. 3 ст.

35 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственник здания, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием.

Положений, касающихся предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность, в Кодексе нет. Администрация не предоставляла обществу муниципальных преференций, поскольку земля была передана на основании федерального закона, в данном случае на основании ЗК РФ.

Общество как собственник первоначального земельного участка реализовало свое правомочие, разделив его на два участка и поставив их на кадастровый учет.

Основанием для принятия оспариваемых решения и предписания стал вывод антимонопольного органа о том, что между администрацией и обществом было заключено устное соглашение об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу вновь созданного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Однако, по мнению суда, этот вывод неверен, поскольку администрация предоставила обществу участок с иным кадастровым номером (первоначальный участок до его разделения). Для приобретения в собственность данного земельного участка проведение публичных процедур не требовалось, поскольку общество обладало исключительным правом на его приватизацию. Став собственником земли, общество вправе было по своему усмотрению осуществлять на ней строительство недвижимых объектов при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.

Необоснованным суд посчитал и вывод антимонопольного органа о том, что администрация в нарушение законодательства о защите конкуренции предоставила обществу право осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на вновь образованном земельном участке без проведения публичных процедур.

Так, на данном участке во время рассмотрения спора не осуществлялось строительство ни коммерческой, ни жилой недвижимости, в связи с чем никакие публичные процедуры не проводились. Администрацией обществу был лишь разрешен сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона.

Суд также указал, что исполнение вынесенного антимонопольным органом предписания технически не представляется возможным, поскольку объектом, подлежащим передаче в собственность по договору купли-продажи, являлся иной земельный участок с иным кадастровым номером, а не вновь образованный после разделения земельный участок.

Арбитражный суд округа оставил судебные акты по делу без изменения.

Позиция ВС РФ

Судьи ВС РФ отменили все принятые по делу судебные акты, оставив требования администрации и общества без удовлетворения.

Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что общество как собственник здания имело преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (на момент рассмотрения дела ныне недействующая ст. 36 ЗК РФ предусматривала специальные правила приобретения прав на землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности и на которой расположены здания, строения, сооружения. — Примеч. ред.).

Доводы антимонопольного органа о необоснованности предоставления в собственность общества земельного участка площадью, значительно превышающей площадь принадлежащего ему торгово-офисного центра, нижестоящие суды не приняли, поскольку ЗК РФ содержит указание на преимущественное право собственника здания, находящегося на чужом земельном участке, покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием. Однако, по мнению ВС РФ, такой вывод является ошибочным и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике. При предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов государственный или муниципальный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта. Такое обоснование у администрации отсутствовало.

Кроме того, антимонопольный орган указывал на согласованность действий администрации и общества по передаче земельного участка в собственность последнего. До передачи земельного участка администрация уже располагала информацией о планируемом строительстве многоэтажного жилого дома на спорном участке.

После регистрации права собственности общество разделило данный земельный участок на два участка, поставив их на кадастровый учет, а администрацией впоследствии было издано постановление, разрешающее обществу сбор исходных данных и разработку проекта планировки части территории для строительства на земельном участке, не занятом принадлежащим обществу строением, супермаркета вместо ранее запланированного городом строительства 25-этажного дома.

Верховный суд РФ указал, что в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение (за исключением случаев, допускаемых законом) не может не влиять на конкуренцию.

Лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

В связи с тем, что администрация и общество не представили в антимонопольный орган и в суд доказательств, подтверждающих соответствие спорного земельного участка площадью 10 000 кв. м размерам, необходимым для использования здания площадью застройки 796 кв.

м, решение и предписание антимонопольного органа были признаны обоснованными.

Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ внес изменения в ЗК РФ, в частности, в правила приватизации земельных участков, принадлежащих публичным образованиям, частными собственниками расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений. Норма ст.

36 ЗК РФ «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» с 1 марта 2015 г. утратила силу, а на смену ей в Кодекс ввели новую главу V.

1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальном собственности». Подпункт 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, аналогично отмененной ст.

36, предусматривает возможность продажи или передачи в аренду указанных участков без проведения торгов в случае, если на таких участках расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них. Указанные лица обладают исключительным правом на заключение соответствующих договоров.

В случае же, если собственник (или ни один из сособственников) здания, строения, сооружения не обратился с заявлением о приобретении земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении такого лица заключить договор аренды соответствующего земельного участка (п. 8 ст. 39.20ЗК РФ).

Выкуп земельного участка — очень ответственный процесс, который требует достаточно больших затрат по времени. Однако, в том случае, если оформлять процесс перехода права собственности в полном объеме, вся процедура займет достаточно много времени. Поэтому большинство потенциальных покупателей заинтересовано в использовании права преимущественного выкупа.

Что об этом необходимо знать и как такое право использовать?

Слова закона

Однако, так как вопросы купли-продажи регламентируются, в первую очередь, Гражданским Кодексом Российской Федерации, необходимо отметить, что в нем соответствующие статьи сохранились в полном объеме.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/preimushhestvennoe-pravo-vykupa-zemelnogo-uchastka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.